Урманче Баки Идрисович

23.02.1897 — 06.08.1990

Урманче Баки Идрисович Народный художник РСФСР, Народный художник ТАССР, Заслуженный художник Казахской ССР, лауреат премии имени Габдуллы Тукая.
Баки родился в деревне Куль-Черкен Тетюшского уезда Казанской губернии (ныне Буинский район Татарстана) в татарской семье имама Идриса Урманче и вышивальщицы Махджубы Урманче. На момент рождения стал четвёртым ребёнком в семье и первым сыном (всего в семье Урманче было шесть дочерей и два сына). Образ жизни семьи сказался на становлении маленького Урманче как художника, так как вышивание, ткачество, народные промыслы, рисование узоров были частью образа жизнью семьи. Его дед зарабатывал на жизнь тем, что был красителем. В десять лет Баки приезжает в Казань, чтобы научиться хорошо рисовать, но в медресе рисованию не учили, а двери художественной школы для татар в то время были практически закрыты. Баки Урманче много ездил по стране и примерил на себя множество профессий — был шахтёром Донбасса, учителем на Тамбовщине, рабочим Надеждинских заводов на Урале, во время первой мировой войны служил в Средней Азии.Лишь после Октябрьской революции, в 1918 году, работая в Глазове школьным инспектором, он получает первые уроки рисования в местной художественной студии.
Урманче Баки Идрисович стоял у истоков татарского профессионального изобразительного искусства. Это первый художник из татар, получивший высшее профессиональное образование в советском художественном вузе: сначала в Казанских свободных художественных мастерских, куда он поступил в 1919 году, затем во ВХУТЕМАСе в Москве. Во ВХУТЕМАСе Урманче учится на двух факультетах, скульптуре – в мастерской А.Голубкиной, и живописи – у А.Шевченко.
В 1926 году, закончив институт, художник возвращается в Казань. Работает завучем и преподавателем Художественной школы (в те годы – техникума), создает и собственные полотна, организует художественно-керамические мастерские, пишет статьи, делает иллюстрации, читает лекции и руководит секцией искусства в Доме татарской культуры.
В 1929 году Баки Урманче попал под первую волну сталинских репрессий и по обвинению в национализме с младшим братом Хади попал в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), удалось вернуться ему одному через 5 лет. В Казани прежней жизни уже не было и художник перебирается в Москву, со временем его принимают в Союз художников, посылают в творческие командировки на нефтепромыслы Башкирии, шахты Донбасса, его работы получают признание.
В 1934 году Баки Идрисович принял участие в Первой выставке молодых художников России.
В 1937 году художника принимают в члены Московского отделения Союза художников, приглашают работать на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.
С 1941 года художник Урманче живет и работает в Алма-Ате (Казахстан). Лучшие работы того времени по живописи и графике созданы художником именно там: портреты Абая, Амангельды, Ауэзова, картины, пейзажи, натюрморты и др.
После долгих лет скитаний по Подмосковью, Белому морю, Средней Азии Урманче удачно работает по оформлению Декады татарского искусства и литературы в Москве в 1958 году. Заложив начало новому факультету скульптуры в Ташкентском художественном институте, 60-летний художник Урманче едет на родину, в Казань.
Возвращение в родные места стало для Баки Идрисовича могучим импульсом творческого вдохновения, катализатором, который вызвал к жизни новые качества его творчества.
В Казани создаются основные скульптурные работы, портреты деятелей татарской культуры.
В 1976 году художник создает в родных местах поэта Габдуллы Тукая, в селе Кырлай, уникальный Тукаевский комплекс, в котором все – от здания музея и скульптурного изображения Тукая перед ним до декоративного оформления и воплощений персонажей, созданных поэтом и населяющих парк, - выполнено по единому замыслу и проектам Урманче.
В 1998 году в Казани был создан Музей Баки Урманче.
В 1999 году в Казани у здания Союза художников Республики Татарстан был открыт памятник Баки Урманче.
Именем Баки Идрисовича Урманче названа улица в Нижнекамске, Казани и Зеленодольске.