Фаворский Владимир Андреевич

14.03.1886 Москва - 29.12.1964 там же

Фаворский Владимир Андреевич Художник Фаворский Владимир Андреевич советский график и живописец, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962). Фаворский Владимир учился в студии К. Ф. Юона в Москве (1903 - 05) и школе Ш. Холлоши в Мюнхене (1906-07), на искусствоведческом отделении Московского университета (1907-1913), член общества "Четыре искусства" (1924-28). Фаворский Владимир Андреевич с 1907 работал преимущественно в технике ксилографии главным образом над книжной иллюстрацией. Художник разработал стройную теорию оформления книги, основные положения которой сводятся к следующему: книга - это единство функционального ("инструмент для чтения") и эстетических начал, целостный организм, требующий снаружи оформления как вещь, предмет быта, тогда как все внутренние элементы книги должны быть подчинены задаче пространственно-временного истолкования литературных произведений. Ритм расположения этих элементов в пространстве книги, мера подробности в характеристике героев и ситуаций, "определённое отношение... предмета к пространству" должны выявлять стиль писателя, основные "моменты мировоззрения" литературных произведений. Для гравюр Фаворского Владимира периода 1910 - середины 1930-х гг. характерны подчёркнутая пластичность, использование только чёрного, почти осязаемого штриха ["Суждения господина Жерома Куаньяра" А. Франса (1918, изд. в 1963); "Фамарь" А. Глобы (изд. в 1923); "Труды и дни Михаила Ломоносова" Г. Шторма (изд. в 1934)], разнообразие стилевых решений, отвечающих стилю литературных произведений [эпический строй иллюстрации "Книги Руфь" (изд. в 1925); иронически-буквальное переложение поэтических метафор на язык пластики в "Домике в Коломне" Пушкина (изд. в 1929); романтическая экспрессивность образов "Новогодней ночи" С. Д. Спасского (изд. в 1932); символичность скульптурно завершенных форм в "Новой жизни" Данте (изд. в 1934)].
Художник Фаворский с середины 1930-х гг. чаще пользуется белым штрихом, действеннее передающим свет, движение, психологическую характеристику персонажей. В его работах органически сочетаются философская глубина образов, эпическое и лирическое начало [оформление "Сонетов" Шекспира (изд. в 1948), сборник "Роберт Бернс в переводах С. Маршака" (изд. в 1950), иллюстрации к "Слову о полку Игореве" (изд. в 1954), "Борису Годунову" (1955, изд. в 1956) и "Маленьким трагедиям" (изд. в 1961) Пушкина; все - Ленинская премия, 1962]. Много работал над станковыми ксилографиями ("Октябрь 1917", 1928), в том числе над портретами ("Ф. Достоевский", 1929, "Пушкин-лицеист", 1935, серия "Великие русские полководцы", 1945 - 47), экслибрисами, издательскими марками.
  • С 1942 обращался также к линогравюре, выявляя её декоративные (серия "Самарканд", 1942 - 44) и публицистические возможности ("За мир", 1959). Фаворский создал особый стиль строгого, пластически ясного и гармоничного карандашного рисунка (серия "двойных портретов", 1938-61, и др.). Фаворский Владимир Андреевич в области монументального искусства добивался синтеза архитектуры и живописи, понимая последнюю как ритмическую организацию пространства, разворачивающегося во времени (росписи в Музее охраны младенчества и материнства, фрески, 1933, и в Доме моделей в Москве, сграффито, 1935, обе не сохранились). Работам Фаворского в театре свойственны сочетания конструктивного единства организации сценического пространства с яркой театральной условностью, тонкостью живописных решений ("Двенадцатая ночь" Шекспира в МХАТ-2, 1934, и др.). Творчество художника Фаворского оказало большое влияние на сов. искусство, особенно на графику. Фаворский Владимир Андреевич профессор Вхутемаса-Вхутеина (1920-30), Полиграфического института (1930-34), института изобразительных искусств (1934-1938), института прикладного и декоративного искусства (1942-48) в Москве. Среди учеников - А. Д. Гончаров, А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов, М. И. Пиков.