Рудаков Михаил Захарьевич

1914 - 1985

Рудаков Михаил Захарьевич художник сложной судьбы и яркого дарования, творчески воспринявший разные стилистические направления от реализма и постимпрессионистических поисков до абстракции и минимализма.
Михаил Рудаков закончил Харьковский художественно-промышленный институт. В 1940г. он был призван в армию и оказался в городе Перемышль – сейчас это польский город Пшемысль. Там он познакомился с творчеством польских художников, развивавших колористические поиски начала века – эксперименты со смелыми сочетаниями красок, условностью цвета, его экспрессией или тонкими, мягкими градациями тонов. Все это было воспринято художником чье творчество протекало в период жестких установок соцреализма. Этот опыт впоследствии он передал молодым художникам, собиравшимся вокруг него в 1960-х – 1980-х годах.
Судьба Рудакова была полна драматических поворотов. В сентябре 1941г. он был тяжело ранен и оказался на окупированной территории. В 1943г., по возвращению в действующую армию, он был арестован и осужден. Пять лет в Воркутинских лагерях он работал помощником лагерного врача, что помогло ему выжить и даже позволило заниматься творчеством. В 1949г. художник освобождается с правом проживания в Архангельской области, в 1957г. его реабилитировали.
Трижды Михаилу Рудакову приходилось вступать в Союз художников: в 1934 – в Харькове, в 1950 – в Архангельске и в 1961 – в Москве, куда сначала он переехал тайно, а после реабилитации официально. Здесь художник работал как книжный график для издательств «Молодая Гвардия», «Советские писатель», «Прогресс», «Художественная литература», создавал серии графических листов к поэмам Александра Блока, стихам Франсуа Вийона, произведениям Самерсета Моэма, Апулея и др.
В 60-е гг. Рудаков всё больше занимается живописью, очень быстро вырабатывая свою, ещё для тех лет необычную художественную манеру. Серии работ, посвященные войне и лагерной жизни, метафоричны и проникновенны. В них нет натуралистически запечатленных ужасов, но есть метафоры губящей силы, её бездушной жестокости, уродующей и терзающей жизнь.
В последующие годы художник продолжает творческие поиски самовыражения. В его творчестве большое место занимает тема красоты и радости жизни - пейзажи, портреты, натюрморты, которые созданы с удивительной свежестью восприятия - чувством открытия мира.
По воспоминаниям критика Иллариона Голицына, Михаил Захарьевич Рудаков в тяжелейших жизненных обстоятельствах сохранил романтизм своей натуры, умел радоваться и радовал зрителей вложенной в картины жаждой жизни.