Мартынов Андрей Ефимович

1768 Петербург - 1826 Рим

Художник Мартынов Андрей Ефимович русский живописец-пейзажист.
Андрей Мартынов с 1773г. учился в Академии художеств, под руководством С. Ф. Щедрина. По окончании курса в 1788г., со званием художника XIV кл. и с золотой медалью, был отправлен за границу. Довольно долго жил в Риме, работая под влиянием Ф. Гаккерта, и вернулся в отечество в 1794 г.
Художник Мартынов в 1975г. получил звание назначенного, через три месяца - академика, а в 1802г. - советника АХ. Это позволило Мартынову получить почетные заказы двора и высокопоставленных вельмож. Так, вместе со своим учителем С. Ф. Щедриным он исполняет настенные картины и фресковые росписи для интерьеров Павловского дворца, пишет пейзажные панно во дворцах и усадьбах Гатчины и Царского Села. Однако это не помогло художнику войти в академическую среду, обеспечить себе относительно спокойное и почетное положение.
В 1804г. Мартынов "обозрел весь южный край России и снял со всех городов виды". А в 1805г. художник, в качестве главного художника Российского посольства, возглавляемого графом Ю. А. Головкиным, проделал долгий путь от Москвы до Урги (ныне Улан-Батор) - главного монгольского кочевья в Гобийской степи.
В результате был собран обширный натурный материал, позднее составивший основу ряда графических циклов ("Виды России и Монголии", серия акварелей, 23 листа, 1806-10; серия гравюр "Типы народов России и Монголии", 39 листов, 1808;альбом акварелей,29 листов, 1814-19, который, в свою очередь, явился оригиналом для изданного в 1819 г. альбома офортов "Живописное путешествие от Москвы до Китайской границы", и др.).
Художник Мартынов в 1808–1819гг. служил декоратором в Дирекции Императорских театров. Вместе с Семеном Щедриным создавал пейзажные росписи, панно и станковые картины для оформления дворцов в Павловске и Гатчине, Михайловского замка в Петербурге. В 1812г. подал прошение об «определении его в должность при Академии для обучения ландшафтной живописи», которое было отклонено.
Мартынов Андрей Ефимович в 1821–1822гг. выполнил по акварелям альбом литографий «Виды Санкт-Петербурга и его окрестностей», который собственноручно отпечатал. Также художник занимался изготовлением повторений своих гравюр и оригинальных литографией по материалам путешествий: «Собрание русских костюмов» (1821–1822), «Новое собрание русских костюмов» (1822), «Бал в Иркутске» (1821–1824), «Монгольские сюжеты. Из путешествия при Российском посольстве в Китай» (1822–1824).
В 1821г. вышел в отставку.
Мартынов — один из крупнейших русских пейзажистов конца XVIII — первой трети XIX века, блестящий рисовальщик и гравер. Его творчество находится на стыке классицизма и зарождавшегося романтизма. В нем отчетливо проявились черты «переходного» отношения к природе — от почти объективизированного к более эмоциональному, свойственному художникам предромантического периода.