Кондратенко Гавриил Павлович

1854 село Павловское Пензенской губернии - 1924

Кондратенко Гавриил Павлович русский живописец-пейзажист, иллюстратор.
Гавриил Кондратенко в 1873 году пo окончании курса в сердобском уездном училище поступает в Академию художеств вольноприходящим учеником. Два года занимался в классе исторической живописи под руководством К.Ф. Гуна.
С 1875 года переходит на очное обучение в пейзажный класс, где под руководством М.К. Клодта получает шесть серебряных и малую золотую медалей. В 1882 году Кондратенко вышел из академии с малой золотой медалью и званием классного художника 2 степени, присужденными ему за картину: "Ночь в Бахчисарае".
После этого художник Кондратенко ежегодно делал поездки в Крым, на Кавказ и вообще на Юг России. Пишет виды преимущественно тамошних местностей, задаваясь чаще всего передачей эффектов лунного освещения. Как на особенно удачные его картины можно указать на "Севастополь в лунную ночь" (1882), "Вечер в Судакской бухте" (1884), "Бахчисарай ночью" (1886, находится в музее академии художеств), "Вид Казбека и Столовой горы из окрестностей Владикавказа" (1889; у великого князя Михаила Николаевича), "Развалины древней крепости близ Балаклавы" (1889; у П. П. Дервиза) и некоторые др.
В 1883 году за серию пейзажей Общество поощрения художеств присуждает молодому Кондратенко первую премию.
В 1884 году Гавриил Кондратенко устраивает персональную тематическую выставку, посвященную трем географическим местам пребывания своего прославленного земляка М.Ю. Лермонтова. На пейзажах художника запечатлены: родина поэта и писателя Тарханы, виды Москвы, Пятигорска и Кавказа, сбор от выставки и продажи каталогов пошел на памятник М.Ю. Лермонтову и в пользу нуждающихся литераторов и ученых.
Однажды, в 1880-е годы, известный русский живописец Гавриил Павлович Кондратенко отправился на этюды в Крым. В Севастополе он встретил нищую, оказавшуюся бывшей сестрой милосердия, а так в те годы называли медицинских сестер. Во время русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов они выхаживали раненых, но после ее окончания оказались не у дел, без средств к существованию и сильно бедствовали. Встреча произвела на художника сильное впечатление и он не остался безучастным к судьбе этих женщин. Вернувшись в Петербург, Г.П. Кондратенко организовал благотворительную выставку в пользу сестер милосердия, и, кроме этого, обратился за помощью к влиятельным лицам, употребив имеющиеся связи и знакомства. В итоге в 1882 году был организован "Санкт-Петербургский Попечительный комитет о сестрах Красного креста". Инициаторами его создания явились российские деятели искусства.
Кондратенко известен как автор многочисленных южных видов в стиле "экзотического" пейзажа, в традицииях курортных пейзажей Л.О.Премацци, с обязательными эффектами освещения, лунными ночами, изящным стаффажем и т.п.
В 1880-1890-х гг. художник Кондратенко очень популярен среди светской публики художественных салонов Петербурга. Оказал известное влиянияние на пейзажистов российской провинции, имел подражателей.
Помимо станковой живописи и графики, Гавриил Кондратенко занимался книжной иллюстрацией.
В 1891 году Кондратенко создал иллюстрации к поэме А.С. Пушкина «Русалочка».
В 1892 года Г.П.Кондратенко становится членом правления Товарищества иллюстраторов.
Художник Кондратенко участвовал в выставках в залах ИАХ (1883–1918, с перерывами), Общества поощрения художеств (1883–1886, с перерывами), Московского общества любителей художеств (1887–1890), Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде (1896), Всемирной выставке в Париже (1900), выставке картин петроградских художников всех направлений (1923). Член и экспонент Санкт-Петербургского (Петроградского) общества художников (1891–1918); старшина Комитета по устройству выставок (1893–1897), председатель правления Общества (1897–1917).
Член и экспонент общества художников им. А.И. Куинджи (1917–1918, член с 1910). Провел персональные выставки в Петербурге (1884–1885, 1910).
В 1914-1915 гг. Кондратенко работал над оформлением полного собрания сочинений М.Ю. Лермонтова.
Творческое наследие Г.П. Кондратенко значительное. Десятки его пейзажей с видами Крыма, Кавказа, российских черноморских берегов украшают экспозиции многих музеев и художественных галерей страны (Третьяковской галерее, Русском музее и других гос. и частных собраниях России, Белоруссии, Украины).