Фабрика Верфеля

Фабрику Верфеля в 1842 году основал Федор Верфель, бронзовых дел мастер, но сделал его знаменитым и процветающим именно его сын Карл.
Карл Верфель обучался в Санкт-Петербургской гимназии и императорской Академии художеств, которую закончил в 1868 году. Получив образование, посвятил свою жизнь главным образом обработке цветных камней, начав с того, что вступил в дело отца, а с 1873 гада уже стал его единственным владельцем. Помимо бронзовых изделий предприятие выполняло большое количество камнерезных работ, как для своей фирмы, так и для фирмы Карла Фаберже. С 6 июня 1895 года фирма К.Верфеля стала придворным поставщиком. Ее основными изделиями были комбинированные предметы из бронзы и цветных поделочных камней. Кроме этого фабрика производила мелкую пластику и фурнитуру. Дебют Федора Верфеля состоялся на мануфактурной выставке 1849 года, где он под своим именем выставил часы из золоченой бронзы и малахита и канделябр.
До 1860-х годов пред-приятие выпускало утилитарные изделия, в последующие десятилетия наладило производство единичных предметов анималистической пластики, а позже, в конце XIX века, здесь стали производить многофигурные композиции, в том числе в украшении подсвечников, шкатулок, письменных приборов. Значительная часть этой продукции изготовлялась по заказам фирмы К.Фаберже. Придерживаясь такой направленности, фабрика Верфеля просуществовала без очевидных затруднений и перестроек до первого десятилетия XX века.
Во второй половине XIX века малая скульптурная пластика была очень популярна в России, и на фабрике Верфеля ей придавали большое значение. Потребителем художественной бронзы становилась русская буржуазия, получившая хорошее образование. Именно она формировала социальный заказ на создание произведений прикладною искусства в национальном стиле. Русские бронзовщики, сохраняя всю широту ассортимента интерьерных вещей предшествующего времени, широко репродуцируя общеевропейские исторические стили, стали активно воспроизводить в художественной бронзе «русский стиль». В 1870-е годы появились изменения в духе национальной орнаментики и тематике, наряду с привычными функциональными предметами оригинальными и самобытными становятся предметы малой интерьерной скульптурной пластики (так называемой «камерной», или «кабинетной»). Темы и сюжеты скульптуры малых форм, развивавшейся в русле традиций русского реализма, включали сцены и типажи из русской истории и фольклора, этнографические картины из жизни народов Российской империи. Эпизоды охоты, анималистика стали визитной карточкой русской художественной бронзы, делая ее узнаваемой на Всероссийских и крупных международных художественно-промышленных выставках второй половины XIX — начала XX века. Многообразие сюжетов и образов, прекрасное бронзовое литье, чеканка и патинирование принесли ему широкую известность и популярность как в России, так и за рубежом.
Фабрика Верфеля занимала одно из лидирующих мест по производству художественной бронзы второй половины XIX века. Заслуга Верфеля еще и в том, что он старался привлекать к работе русских скульпторов, лепщиков, рисовальщиков. Именно этот производственный принцип позволил отечественной бронзолитейной промышленности создать множество произведений, принесших ей повсеместную славу и признание.
В 1860-1880-е годы в русской художественной бронзе, кроме гальванозолочения, активно использовали патинирование. Патинировка могла быть зеленоватых или коричневых оттенков. Особенно активно ее применяли в малой скульптурной пластике. Нa фабрике Верфеля производство всегда шло в ногу со временем, что делало его изделия современными, высокохудожественными. В 1890-е годы и в начале XX века была предпринята попытка массового тиражного выпуска наиболее популярных работ Лансере, Грачева, Напса. При этом, чтобы удешевить работы, их размеры уменьшались, упрощалось качество литья, чеканки и патинировки, утрачивалась тщательность моделировки скульптуры, убирались многие детали. В результате все это привело к потере образной значимости авторской модели и пластической сочности оригинала. Единичное или малотиражное произведение, связанное со сложной ручной работой, стало предметом только выставочного экспонирования или заказа. Его начала вытеснять более дешевая заводская продукция. Эти тенденции не обошли стороной и фабрику Верфеля.
Что касается атрибуции изделий из бронзы, то здесь в рассмотрение берется наличие клейма, качество отливки металла, сравнение с известными образцами. Говоря о предприятии К.Ф.Верфеля, нужно помнить о том, что фирма работала в двух равнозначных направлениях — бронзолитейном и камнерезном. Высокий художественный уровень произведений обоих направлений свидетельствует о том, что предприятие Верфеля занимало одно из лидирующих мест на рынке России того времени.
В 1914 году фабрика Верфеля перешла в собственность фирмы Фаберже.