Андронов Николай Иванович

30.04.1929 Москва — 10.11.1998 Москва

Андронов Николай Иванович Народный художник Российской Федерации, русский художник, мастер живописи, представитель «сурового стиля».
Николай Андронов в 1943–1948 учился в Московской средней художественной школе, затем поступил в Институт имени И.Е.Репина в Ленинграде. Вернувшись в Москву, продолжал обучение в Институте имени В.И.Сурикова (1952–1954). Жил в основном в Москве.
Художник Андронов завоевал известность картиной Плотогоны (1961, Третьяковская галерея), ставшей одним из изо-манифестов «сурового стиля»; официальные по теме «трудовые будни» превратились здесь в образ гордого творческого самоутверждения. Упрочил свой авторитет, работая как живописец-монументалист (фреска и мозаика в интерьере кафе «Печора» (совместно с женой, художницей Н.А.Егоршиной; 1967 и 1977), огромная мозаика на тему революции 1917 на фасаде кинотеатра «Октябрь» (совместно с А.В.Васнецовым и В.Б.Элькониным; 1967), мозаичное оформление интерьера издательства «Известия» (Человек и печать, 1978; совместно с Васнецовым), – авторам последней работы была присуждена Государственная премия СССР в 1979).
Но все же основным руслом работы мастера Андронова оставалось станковое творчество, связанное с творческими командировками и частными выездами в «глубинку» (Сибирь, 1960; Костромская и Вологодская области, 1960-е годы). Главным источником мотивов для художника с годами стало Ферапонтово на Вологодчине, где он оборудовал летнюю студию. Образы русского Севера составили многолетний цикл – колористически-сдержанный, динамичный по красочной пластике, драматически-напряженный по настроению (Зимняя ночь. Собаки, 1971, Русский музей; Зимнее окно ночью, 1972, Музей изобразительных искусств, Архангельск; Пожар, 1973, Картинная галерея, Вологда). В цикле этом доминируют безлюдные пейзажи, интерьеры «избы-студии», «сельские натюрморты» и меланхолические автопортреты (Автопортрет с тараканом, 1969, Краеведческий музей, Истра).
Выступая в качестве администратора, Андронов (который с 1976 был членом президиума Московской организации Союза художников, МОСХ, а в 1976–1988 – председателем МОСХовской секцией монументальной живописи) прилагал деятельные усилия к либерализации российской художественной жизни.
Картины художника Андронова Николая Ивановича находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Института русского реалистического искусства (ИРРИ),Волгоградского музея изобразительных искусств, так же во многих других российских музеях и за рубежом.